Наводнение является опасным природнымявлением, возможным источником чрезвычайной ситуации, если затопление водой местности причиняет материальный ущерб, наносит урон здоровью населения или приводит к гибели людей, сельскохозяйственных животных и растений.
По повторяемости, площади распространения и суммарному среднегодовому материальному ущербу наводнения на территории Российской Федерации занимают первое место в ряду стихийных бедствий, а по количеству человеческих жертв и удельному материальному ущербу (приходящемуся на единицу поражённой площади) - второе место после землетрясений.
К паводкоопасным территориям в первую очередь относятся части территории бассейнов рр. Амура, Енисея, о. Сахалина, Забайкалья, Среднего и Южного Урала, Нижней Волги, Северного Кавказа (рис. 2.7).
Рис. 2.7. Районирование территории России по условиям формирования паводков
По условиям формирования паводков все реки России можно объединить в четыре группы (рис. 2.8):
- реки с максимальным стоков вызываемый таянием снега на равнинах (Балтийский, Баренцево-Бело- морский, Двинско-Печёрский, Днепровский, Донской, Верхневолжский, Окский, Камский, Нижневолжский, Уральский, Верхнеобский, Иртышский, Нижнеобский, Ангаро-Байкальский, Енисейский и Ленский бассейновые округа);
- реки, максимальный сток которых обусловлен таянием горных снегов и ледников (Кубанский и Западно-Каспийский бассейновые округа);
- реки, максимальный сток которых обусловлен выпадением интенсивных дождей (Амурский, Анадыро-Колымский бассейновые округа и частично Ленский);
- реки, максимальный сток которых обусловлен совместным влиянием снеготаяния и выпадения осадков (Балтийский и Баренцево-Беломорский бассейновые округа).
Рис. 2.8. Районирование территории России по генезису опасных паводков и
половодий
Общая площадь паводкоопасных территорий в России составляет порядка 400 тыс. км2. Наводнениям с катастрофическими последствиями подвержена территория в 150 тыс. км2, на которой расположено более 300 городов, десятки тысяч поселков и сел (поселений), более 7 млн га сельскохозяйственных угодий (рис 2.9).
Рис. 2.9. Районирование территории России по степени опасности наводнений
В 2015 г. за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета Росводресурсами реализовывалось строительство 48 объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и государственной собственности субъектов Российской Федерации сооружений инженерной защиты территорий от наводнений и другого вредного воздействия вод. Из них введено в 2015 году 25 сооружений инженерной защиты протяженностью 48,7 км.
В 2015 г. выполнены работы по расчистке, дноуглублению и регулированию участков русел рек общей протяженностью 250 км.
Осуществлялись работы по капитальному ремонту ГТС, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных ГТС, в 2015 г. на 168 объектах; из них - завершены работы на 112 объектах (в том числе на 22 бесхозяйных ГТС).
За счет средств федерального бюджета ежегодно выполняются:
- работы по ликвидации ледовых заторов, в том числе ледокольные и ледорезные работы на проблемных участках русел рек, общей протяженностью более 640,3 км;
- работы по ослаблению прочности льда на площади 4,85 кв. км
- по предпаводковому обследованию паводкоопасных территорий на проблемных участках русел рек на 529,2 км.
Среднемноголетний общий ущерб от наводнения оценивается свыше 40 млрд руб. в год (рис 2.10) с тенденцией к увеличению.
Рис 2.10. Среднемноголетний общий ущерб от наводнений по основным водным объектам России (по данным Росводресурсов), млрд руб.
Поданным МЧС России на территории нашей страны опасные стихийные явления до конца XXI в. будут происходить в три раза чаще. Львиная их доля будет приходиться на теплое время года - с апреля по октябрь.
Статистика МЧС России свидетельствует, что увеличилось количество очень сильных и ураганных ветров, сильных осадков. Паводков по сравнению с 2012 г. стало больше почти в 5 раз, а засух и суховеев - в 38 раз. В 2014 г. масштабное наводнение произошло на юге Сибири после сильных дождей. В зону затопления в районах Алтайского края, Горного Алтая, Хакаси и Тувы попало более 20 тыс. домов, в которых проживали более 70 тыс. человек. В ликвидации последствий паводка были задействованы более 18 тыс. человек. Учитывая исключительную важность снижения негативных последствий паводков и наносимого ими ущерба, необходимо:
- провести комплексные теоретические, натурные полевые и лабораторные исследования с целью определения пропускной способности русел и условий затопления прибрежных территорий Амура и рек его бассейна, особенно в районах расположения населённых пунктов;
- провести развёрнутые исследования формирования экстремальных значений метеорологических величин и их производных, включая экстремальные характеристики блокирования атмосферного переноса, волн России, индексов циркуляции, приводящих к экстремальным осадкам в Восточной Азии;
- усовершенствовать методы выпуска гидрометеорологических долгосрочных прогнозов, а также прогнозов экстремальных гидрометеорологических явлений и характеристик форм;
- обеспечить развитие физико-математических гидрологических моделей и методов прогнозирования опасных наводнений в бассейне р. Амура и других паводкоопасных регионах страны, адаптированных к действующей оперативной наблюдательной сети Росгидромета;
- обеспечить разработку, развитие и внедрение геоинформационных систем и технологий (ГИС-технологий) с использованием цифровых топографических карт высокого пространственного разрешения в целях визуализации фактической и прогностической гидрологической информации, оперативного принятия управленческих решений;
- выполнить комплекс научно-исследовательских работ с помощью сложных глобальных и региональных климатических моделей по изучению теоретической и практической предсказуемости экстремальных паводков в бассейне Амура, а также по оценке будущих изменений статистики экстремальных паводков в связи с глобальными и региональными изменениями климата;
- разработать комплексные технические проекты восстановления, модернизации и развития наблюдательной гидрологической сети для рек Зея, Бурея, Уссури и бассейна Амура в целом;
- обеспечить на практике проведение гидрометеорологической экспертизы проектов и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности территорий и гидротехнических сооружений;
- обеспечить скорейшую разработку нормативных актов по определению зон затопления, рациональному и безопасному использованию потенциально затапливаемых территорий, созданию системы страхования в паводкоопасных районах.
В 2015 г. за счет сооружений инженерной защиты от негативного воздействия вод было защищено 21,7 тыс. чел. (рис 2.11).
Рис 2.11. Динамика изменения численности населения, проживающего на территориях, для которых вероятный риск негативного воздействия вод снижен за счет проведения инженерных мероприятий, тыс. чел.
Для многих городов и заселенных территорий характерна повторяемость частичных затоплений 1 раз в 8-12 лет, а в гг. Барнаул, Бийск (предгорья Алтая), Орск, Уфа (предгорья Урала), частичное затопление бывает 1 раз в 2-3 года. Особенно опасные наводнения с большими площадями затопления имели место в последние годы. Так, в 2001 г. значительный ущерб хозяйству страны был нанесен при затоплении ряда городов и населенных пунктов в бассейнах рр. Лены, Ангары, в 2002 г, - Кубани и Терека, в 2012 г. - катастрофические паводки в Крымском и Туапсинском районах Краснодарского края, в 2013 г. - наводнение в бассейне Амура.
Неотложной задачей является разработка действенных мер предотвращения наводнений и защиты от них, поскольку это в 50-70 раз уменьшит затраты на ликвидацию последствий от причиненных ими бедствий. Должно быть проведено четкое районирование и картирование пойм с нанесением границ паводков различной обеспеченности. Комплекс мероприятий в паводкоопасных районах, включающий прогнозирование, планирование и осуществление работ, должен проводиться до наступления наводнения, в период его прохождения и после окончания стихийного бедствия. Необходимы дальнейшие уточнения концепции защиты от наводнений с учетом широкого спектра экологических, социальных, технических, культурно-просветительных и медицинских мероприятий, подлежащих осуществлению в паводкоопасных районах в периоды до, в процессе и после окончания наводнений.